КАБЛИЦ Иосиф Иванович

КАБЛИЦ Иосиф Иванович
(30. 06 (12. 07). 1848, Требешово Поневежского у. Ковенской губ. - 4(16). 10. 1893, Петербург) - социолог и публицист, представитель правого крыла либерального народничества, публиковавшийся под псевд. Юзов. В общественно-политической деятельности К. выделяются два периода. В первый период (с нач. и до кон. 70-х гг.) он находился на позициях революционного народничества. Активно включился в деятельность анархистских кружков, в 1874 г. в Петербурге сформировал свой кружок, в к-рый входили И. Я. Чернышев, Н. Я. Стронский, В. П. Рогачева и др. Основываясь на идеях М. А. Бакунина, кружок К. признавал целесообразным пользоваться любым "подходящим случаем", чтобы вызвать отдельные бунты, "вспышки" крестьянских восстаний. Известен К. и как активный участник "хождения в народ", пропагандист бакунинских идей на юге России. С 1878 г. К. переходит на позиции либерального народничества, о чем свидетельствовали его статьи в газ. "Неделя" и журн. "Слово". В указанных статьях, а также в работах, опубликованных в журн. "Мысль", "Устои", "Русское богатство", "Русская мысль" и др., К. сформулировал концепцию народничества, в основание к-рой поло-жён принцип уважения всякой личности, в т. ч. личности крестьянина. Интеллигенция призвана, считал он, не навязывать свои проекты народу, а оказывать на него чисто духовное воздействие. Разрабатывая свой подход к изучению общественной жизни, К. пытался объединить "позитивные стороны" двух философских течений - "идеализма" и "реализма". По его убеждению, мир, или "вещь в себе" , существует, но не познается. При соприкосновении субъекта и "вещи в себе" образуется мир явлений, в к-ром живет и действует познающий субъект. "...Границы действительного мира вещей совсем не совпадают с границами мира явлений; границы этого последнего определяются только силами субъекта и вполне совпадают с этими силами". К. подразделял мир явлений на три группы: "субъективно-творческие" (явления мира социального, нравственного, эстетического), "субъективно-созерцательные" (явления внешней природы, независимые от воли человека) и "смешанные" (отчасти зависимые от воли человека) (Основы народничества. 1888. Ч. 1. С. 158, 163). Поскольку ни о каком соответствии "кажущегося мира явлений" действительному миру не может быть и речи, К. приходит к выводу, что "всякая философия, т. е. познание объекта, будет всегда субъективна". Основополагающей проблемой социальной философии К. считал соотношение личности и общественной среды. Главную функцию об-ва он видел в достижении социальных форм, пригодных для развития личности. Но и социальные отношения,  в свою очередь, являются продуктом духовной, волевой деятельности людей, т. е. мысли и чувства личности определяют общественную форму. Хотя все богатство социальных отношений детерминировано субъективными волевыми устремлениями, абсолютной свободы воли быть не может. Поэтому К. вводит понятие относительной "психологической свободы воли". Существуют два вида факторов, ограничивающих волю личности. Первый - факторы внутренней организации человека: биологический, нравственный, эмоциональный; второй - воздействие внешних условий, а также коллективной психологии на личность. Общественные формы К. подразделял на устойчивые и неустойчивые. Среди последних он выделял два типа: 1) общественные формы, созданные меньшинством личностей, стоящие ниже среднего умственного развития (напр., переход "удельно-вечевой Руси в Московскую", к-рый произошел под влиянием монголо-татарских орд); 2) общественные формы, стоящие выше средней личности и основанные на временном настроении об-ва или на насилии (напр., религиозные секты, строящиеся на коммунистических началах и являющиеся, по К., носителями умственного прогресса). Устойчивая форма одна, она устанавливается в том случае, если соответствует среднему уровню умственного и нравственного развития личностей, составляющих данное об-во. Примером такой формы К. считал крестьянскую общину. По его мнению, общинное владение землею, утвердившееся в России в наибольшей степени, способствует нравственному развитию народных масс. Признавая идеальной общественной формой "самобытные" рус. начала, К. отрицал возможность повторения Россией пути европейской цивилизации. Единственное ценное достижение капитализма в том, что он ведет к обобществлению труда. Но и этой цели, по мнению К., Россия добьется самостоятельно, без развития капитализма: "Русский народ не нуждается в капиталистическом кнуте для развития в себе способности сообща владеть орудием производства" (Основы народничества. Ч. 1. С. 365).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КАБЛИЦ Иосиф Иванович" в других словарях:

  • Каблиц Иосиф Иванович — (Юзов) (1848 1893), публицист, организатор народнического кружка «вспышкопускателей». С начала 1880 х гг. либеральный народник. Сотрудник журнала «Слово», газеты «Неделя». Сочинение «Основы народничества» (1882). * * * КАБЛИЦ Иосиф Иванович… …   Энциклопедический словарь

  • Каблиц Иосиф Иванович (Юзов) — Каблиц (Иосиф Иванович) публицист, более известный под псевдонимом Юзов, родился в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не… …   Биографический словарь

  • КАБЛИЦ Иосиф Иванович — КАБЛИЦ (Юзов) Иосиф Иванович (1848 93) российский публицист, организатор народнического кружка вспышкопускателей в Санкт Петербурге. С нач. 1880 х гг. либеральный народник. Сотрудник журнала Слово , газеты Неделя . Сочинение Основы народничества… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Каблиц Иосиф Иванович — Каблиц (литературный псевдоним Юзов) Иосиф Иванович [30.6 (12.7).1848, Требишкис, ныне Радвилишкского района Литовской ССР, 4 (16).10.1893, Петербург], русский публицист, народник. Из дворян. В 1 й половине 70 х гг. участвовал в народнических… …   Большая советская энциклопедия

  • Каблиц, Иосиф Иванович — Род деятельности: публицист, участник народнического движения Дата рождения: 30 июня (12 июля) …   Википедия

  • Каблиц, Иосиф Иванович — публицист, более известный под псевдонимом Юзова; род. в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил курса. Увлеченный… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Каблиц Иосиф Иванович — публицист, более известный под псевдонимом Юзова, род. в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губ., по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимн. и в Киевском унив., где, однако, не окончил курса. Увлеченный студенческими… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Каблиц — Каблиц, Иосиф Иванович Каблиц, Иосиф Иванович Род деятельности: публицист, участник народнического движения Дата рождения: 1848, 30 июня …   Википедия

  • Каблиц — (Иосиф Иванович) публицист, более известный под псевдонимом Юзова; род. в 1848 г., происходил из дворян Ковенской губернии, по вероисповеданию лютеранин, получил образование в Киевской гимназии и в Киевском университете, где, однако, не окончил… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Каблиц — (литературный псевдоним Юзов)         Иосиф Иванович [30.6 (12.7).1848, Требишкис, ныне Радвилишкского района Литовской ССР, 4 (16).10.1893, Петербург], русский публицист, народник. Из дворян. В 1 й половине 70 х гг. участвовал в народнических… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»